Персональный сайт воспитателя Шахматовой Маргариты Владимировны

«Детский мастер – класс» как способ развития инициативы и самостоятельности»

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в жизнь педагогов дошкольных образовательных организаций вошёл термин «культурные практики».

Культурные практики, по определению Н. Б. Крыловой – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и складывающегося с первых дней жизни уникального индивидуального жизненного опыта. Эти виды деятельности и поведения ребенок начинает практиковать как интересные ему и обеспечивающие самореализацию.

Культурные практики позволяют ребенку проявить себя в качестве субъекта собственной деятельности, определить и реализовать свои цели, приобрести собственный опыт, взять на себя ответственность за результаты собственной деятельности. В данном случае образовательная деятельность будет строиться не от задач взрослого, а от особенностей жизнедеятельностей каждого ребенка. ФГОС ДО ориентирует педагогов на создание условий для поддержки индивидуальности, самостоятельности и инициативы детей.

Наблюдая за детьми, было замечено, что если ребёнок научился чему-нибудь интересному для него, то ему всегда хочется поделиться своим опытом с другими детьми. Таким образом, возникла идея организовать такую практику, когда умеющий ребенок мог бы передать свой опыт другим детям, желающим научиться.

Эта практика стала называться «Детский мастер класс».

Детский «мастер – класс» – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, это особая форма организации детской деятельности, позволяющая детям проявить самостоятельность и инициативу, продемонстрировать свои личные достижения, открытия в какой-либо области, а также овладеть культурными способами передачи своего опыта и восприятия опыта сверстников.

Первый мастер- класс в нашей группе был организован по просьбе ребенка. Арсений  пришел после выходных в детский сад и рассказал, что, научился делать кораблик в технике оригами и хотел бы научить других детей делать кораблики. Воспитатели совместно с ребенком и его мамой организовали мастер класс. Выступая в роли «Мастера» (В контексте названия этой культурной практики дети стали называть Мастером того ребенка, который проводит мастер-класс, а дети которые принимают участие - Умельцами) Арсений проводил мастер класс уверенно, потому что рассказывал и показывал  о том, что он умеет делать лучше всех детей в группе. Ребята задавали вопросы  Арсению и просили помочь, если у них что-то не получалось. Мальчик с радостью приходил ребятам на помощь. Во второй половине дня дети собрались подгруппами и проложили делать кораблики, которые они хотели подарить мамам, папам, братья, сестрам…

Данный случай стал поводом для проявления инициативы другими детьми, которые проявили желание провести свой собственный мастер класс.

Правила организации мастер класса в нашей группе:

1. Мастер-класс проводится по инициативе детей и исходя из образовательного заказа группы.

2. День и время мастера – класса согласуются на групповом сборе.

3. Педагог заранее индивидуально обговаривает с ребёнком этапы выступления и содержание выступления.

4. Приветствуется участие родителей в подготовке мастер-класса.

5. И что особенно важно – мастер-класс должен быть безопасным для участников.

В ходе работы мы с ребятами поняли, что нужны правила проведения мастер класса:

1. Выступая, говорим громко, внятно, не торопясь.

2. Слушаем внимательно, не перебивая Мастера.

3. Вопросы задаём вежливо.

4. Не стесняемся задавать вопросы.

5. Все работы признаются ценными.

6. Плохих работ не бывает.

7. Вопросы задаём после того, как Мастер закончил объяснение и показ.

8. Благодарим Мастера за представленный опыт.

В чём ценность детских мастер-классов:

Для детей, дающих мастер-класс:

· Приобретение опыта публичных выступлений;

· Формирование коммуникативных навыков;

· Возможность почувствовать себя успешным, значимым, лидером;

· Формирование ответственности;

· Развитие инициативности.

Для детей, участвующих в мастер-классе:

· Овладение новыми способами действий;

· Приобретение опыта коллективной деятельности;

· Формирование умения регулировать своё поведение, подчиняться правилам;

· Развитие вопросительности;

· Стимул самостоятельного поиска новых способов действий.

Для педагога:

· способ поддержки детских инициатив;

· способ сплочения группы;

· возможность сделать образовательный процесс увлекательным для детей;

· возможность посмотреть на своих воспитанников со стороны;

· возможность выстроить сотрудничество с родителями.

Для родителей:

· возможность увидеть своего ребёнка в новом свете, испытать гордость за него;

· увидеть «зону ближайшего развития» своего ребёнка;

· способ участия в реализации образовательной программы.

Таким образом, можно  с уверенностью сказать, что по результатам наблюдения применение и использование детского мастер класса способствует положительной  динамики  в развитии у детей инициативы, активности, а также коммуникативных навыков.

25 марта 2023 в 12:43

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.