Тип проекта: познавательно – речевой.
Образовательные области: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Сроки реализации: краткосрочный.
Проблема: незнание детьми правил дорожного движения, правил поведения на улице и на дороге, световых сигналов светофора.
Обоснование проблемы:
1. Родители не достаточно уделяют внимание теме «Правила
поведения на дороге», «Правила поведения на улице»,
«Правила дорожного движения»;
2. Нет знаний у детей о правилах поведения на дороге,
о смене сигналов светофора, их смысл.
Актуальность
У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Эти опасности можно избежать путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Дошкольный возраст наиболее благоприятный для формирования устойчивых навыков и привычек. Как известно, безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице.
Цель: Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения, безопасного поведения на дорогах.
Задачи:
- познакомить детей младшего дошкольного возраста со светофором, с правилами дорожного движения;
- учить понимать значение световых сигналов светофора;
формировать начальные навыки безопасного поведения на дороге и на улице;
- развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас;
- развивать практические навыки рисования, лепки, аппликации, конструирования;
- воспитывать взаимопонимание, дружеские отношения между детьми, желание прийти на помощь в трудную минуту.
Этапы осуществления проекта
I Подготовительный
1. Изучение литературы по теме;
2. Ознакомление с передовым опытом;
3. Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач;
4. Подбор консультаций для родителей через папки-передвижки, статьи;
5. Подбор наглядно-дидактических пособий.
II Основной
Работа с детьми:
1. Рассматривание иллюстрации транспортные средства, альбомы по теме автотранспорт, дорожные знаки;
2. Беседа «Мой друг - светофор», «Как правильно переходить улицу»;
3. Рассматривание сюжетных картинок и беседа по теме «Как перейти улицу»;
4. Аппликация «Светофор»;
5. Чтение худ. литературы: С. Михалков «Если свет зажегся красный»,
«Дядя Стёпа – милиционер», загадки о правилах дорожного движения;
6. Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Поезд», «Машины», «Цветные автомобили»;
7. Пальчиковая гимнастика «Транспорт», «Машины»;
8. Сюжетно–ролевая игра «Шофёры», игры с макетом;
9. Дидактическая игра «Помоги светофору найти огоньки», «Помоги машине доехать до гаража, пазл «Дорожные знаки»;
9. Рисование песком «Светофор»;
10. Раскраски по ПДД (знак пешеходный переход, светофор);
12. Конструирование различных улиц, дорог из строительного материала для закрепления знаний о ПДД;
13. Игра-ситуация в младшей группе по правилам дорожного движения «Как Мишутка спешил в гости к своему другу Зайчику»;
14. Предметно-развивающая среда:
- сюжетные картины на тему «Правила дорожного движения»;
- книжки-раскраски: «Светофор», «Дорожные знаки»;
- альбомы для рассматривания: «Дети и дорога».
Работа с родителями:
- папка – передвижка «ваши помощники»;
- беседа «Начните с себя!»;
- участие в изготовлении макета «Светофор»;
- консультация «Осторожно, дорога!»;
- анкетирование для родителей «Безопасность детей на дороге».
III Заключительный
1. Итоговое мероприятие Игра-ситуация в младшей группе по правилам дорожного движения «Как Мишутка спешил в гости к своему другу Зайчику».
2. Выставка рисунков «Мой друг – светофор»
3. Оформление отчетной документации, презентация проекта.
Рефлексия
У детей сформировались первоначные знания правил дорожного движения и навыков безопасного поведения на дороге и на улице. Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы, с удовольствием рисуют, лепят, играют в разные игры. Дети стали дружнее: чаще приходят друг другу на помощь. Родители поддержали педагогов в выбранной теме проекта, проявили инициативу в изготовлении макета светофора (совместно с детьми). Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном и игровом развитии детей.
Литература
1.Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с № 4, разработанная в соответствии с ФГОС ДО, на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
2. Изобразительная деятельность в детском саду (младшая группа) Комарова Т. С. ;
3.Игра и занятия по развитию речи Петрова Т. И. ;
4. Развитие речи в детском саду (младшая группа) Гербова В. В.;
5. Материалы с международного образовательного портала maam.ru.