Персональный сайт воспитателя Шахматовой Маргариты Владимировны
Картотека игр по сенсорному развитию детей дошкольного возрастаД/И «ДЛИННЫЙ - КОРОТКИЙ» ЦЕЛЬ: Развитие умения различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный - короткий», «длиннее - короче», развивать воображение, мышление. ХОД ИГРЫ: Игра проводится с 2-3 чел. Сначала рассматриваем ленточки по длине, потом детям предлагают карточки и плоскостные палочки разной длины и цвета. Путем раскладывания ребенок определяет, где длинная и короткая палочки. Д/И «ВКЛАДЫШИ» ЦЕЛЬ: Развитие умения выполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), вкладывать фигуры, развивать память, мышление внимание. ХОД ИГРЫ: Игра проводится с подгруппой детей в 4-5 чел. Взрослый сначала показывает геометрические фигуры, называет их и показывает детям, как надо их вставлять в трафареты. Во время игры постоянно закреплять название фигур - круг, квадрат, треугольник. Д/И «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ЦВЕТОЧЕК» ЦЕЛЬ: Развитие сенсорных способностей детей, закрепление цвета. ХОД ИГРЫ: Игра проводится с 4-5 чел. Сначала воспитатель показывает детям большие иллюстрации цветков разного цвета. Дети рассказывают какого цвета эти цветки. Потом воспитатель раздает детям по маленьких карточки, рассмотрев их, предлагает показать такой же цветочек, какой показывает воспитатель. Д/И «ОБВЕДИ И ЗАШТРИХУЙ» ЦЕЛЬ: Развитие сенсорных способностей детей, умение заштриховывать по трафарету на белом листе круг, квадрат, треугольник, закрепить основные цвета. ХОД ИГРЫ: Сначала взрослый показывает детям (2-3 чел.) трафареты геометрических фигур. Дети рассматривают, какого цвета, потом воспитатель показывает, как на белом листе бумаги он заштриховывает таким же карандашом, как и трафарет. Воспитатель раздает бумагу, трафареты, карандаши, а сам наблюдает, чтобы дети правильно подобрали цвет карандаша к трафарету. Д/И «ОДИН – МНОГО» ЦЕЛЬ: Развитие математических способностей, внимания, мышления, умения различать цвет предметов. ХОД ИГРЫ: Игры проводятся с 2-3 детьми. Взрослый показывает на магнитной доске картинки игрушек одну, много, закрепляет цвет. Потом предлагает детям по показу найти и прикрепить такие же картинки. Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КЛУБОЧКИ И ПРИЩЕПКИ» ЦЕЛЬ: Развитие мелкой моторики рук, закреплять знание цвета, развивать внимание, воображение. ХОД ИГРЫ: Игра проводится с 2-3 чел. Приходит «бабушка» и жалуется, что котята размотали все клубочки, предлагает ребенку смотать каждому по клубочку, а потом развесить прищепки на ручку корзинки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность. Д/И «БОЛЬШОЙ, ПОМЕНЬШЕ, МАЛЕНЬКИЙ» ЦЕЛЬ: Развитие умения различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета. ХОД ИГРЫ: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета»; «Поменьше квадрат желтого цвета» и т.д. на усмотрение фантазии воспитателя. Д/И «ПОКАЖИ ТАКУЮ ЖЕ» ЦЕЛЬ: Развитие умения находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник), развивать мышление, разговорную речь умение называть цвет фигуры. ХОД ИГРЫ: Игра проводится с 2-3 чел., т.к. надо сосредоточить внимание детей. Приходит в гости Зайка и приносит коробочку с геометрическими фигурами, просит рассказать детей, что это такое. Сначала воспитатель показывает фигуру и ее цвет. Потом раздает наборы фигур детям и по своему показу просит показать ребенка, постоянно вовлекая его в речевую активность. Д/И «КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, СИНИЙ, ЗЕЛЕНЫЙ» ЦЕЛЬ: Развитие умения различать, называть и показывать картинки по цвету предметов, развивать сенсорные способности детей. ХОД ИГРЫ:Игра проводится с 5-6 чел. У каждого ребенка на столе изображение предметов (игрушки, цветы, одежда разных цветов). Взрослый показывает или картинку определенного цвет или предмет такого же цвета. Ребенок должен показать свою картинку с таким же изображением и цветом. Д/И «НАЙДИ МАТРЕШКЕ ВЕДЕРКО» ЦЕЛЬ: Развитие умения называть цвета, развивать мышление, память, разговорную речь. ХОД ИГРЫ: Игра проводится с 2 детьми. Разделяются набор матрешек красного, зеленого, синего цвета и соответственно таких же цвет» ведерки. Сначала воспитатель показывает, какое ведерко нужно каждой матрешке. Потом предлагает детям найти ведерко для матрешки, закрепить название цвета платья матрешки и ведра, вовлекать детей разными вопросами в речевую активность. Д/И «ЗАШНУРУЙ САПОЖОК» ЦЕЛЬ: Развитие умения выполнять действия со шнуровкой, развивать мелкую мускулатуру кистей рук, развивать мышление. ХОД ИГРЫ: Игра проводится с подгруппой 4-5 детей. Приходит ребенок из другой группы и просит помочь ему зашнуровать ботинки. Взрослый выполняет действие. А потом раздает «сапожки» и шнурки детям и предлагает зашнуровать для куклы сапожок. Д/И «НАЙДИ НУЖНЫЙ ЦВЕТ» ЦЕЛЬ: Развитие сенсорных способностей детей, умение подбирать по образцу нужного цвета пробки или бусинки и выкладывать рисунок на образце. Д/И «РАСКЛАДЫВАНИЕ ОДНОРОДНЫХ ПРЕДМЕТОВ РАЗНОЙ ВЕЛИЧИНЫ» ЦЕЛЬ: Развитие умения находить одинаковые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат), но разной величины. ХОД ИГРЫ: Игра проводится с 4-5 детьми, у каждого плоскостные изображения круга, треугольника, квадрата разной величины и можно разного цвета. Воспитатель предлагает по показу подобрать свои геометрические фигуры. Д/И «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ» ЦЕЛЬ: Развитие умения находить одинаковые геометрические фигуры, но разной величины. ХОД ИГРЫ: Приготовьте 5 больших и 5 малых кругов. Смешайте круги, покажите их ребенку со словами: «Эти круги разные». Покажите сначала большие, затем маленькие круги по одному («Это круги большие, а это маленькие»). Большие круги складывайте в одну сторону, а маленькие – в другую. Свои действия поясняйте. Приложите два маленьких круга друг к другу, подчеркните, что они одинаковые. При сортировке третьей пары кругов спросите, куда нужно класть большой, а куда – маленький круг. Ребенок раскладывает круги. Как варианты можно использовать квадрат и треугольник, круг и квадрат и пр. Д/И «ПОДБЕРИ ФИГУРУ» ЦЕЛЬ: Развитие умения находить одинаковые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат), но разной величины. ХОД ИГРЫ: Приготовьте картинки, на которых нарисованы геометрические фигуры – квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, а также несколько самих фигур. Предложите ребенку подобрать фигуру к ее изображению на картинке. Покажите малышу, как это нужно делать, а затем попросите его самого выполнить задание. Д/И «БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ» ЦЕЛЬ: Развитие умения различать предметы по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета. ХОД ИГРЫ: Приготовьте большие и маленькие варианты одного предмета: ложки, чашки, пуговицы, игрушки. Попросите малыша из каждой пары выбрать самый большой. Можете попросить ребенка разложить предметы в две группы – большие и маленькие. Вариант 1: попросите ребенка найти и показать вам большие и маленькие парные предметы домашней обстановки. Вариант 2: предложите ребенку два карандаша – большой и маленький. Попросите провести линию большим карандашом. Задание можно и усложнить: пусть ребенок проведет большим карандашом большую дорожку, а маленьким – маленькую. Д/И «ПРЯТКИ» ЦЕЛЬ: Развитие умения различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета. ХОД ИГРЫ: Приготовьте 5 больших и 5 маленьких кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов. Попросите ребенка «спрятать» маленькие фигуры за большими (обязательно покажите, что маленькую фигуру легко накрыть большой, и тогда маленькую фигуру не будет видно). Д/И «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК» ЦЕЛЬ: Развитие умения различать предметы, развивать разговорную речь, мышление. ХОД ИГРЫ: В мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. Ребенок на ощупь должен определять предметы в мешочке. Д/И «СПРЯЧЬ ЛИСТОК» ЦЕЛЬ: Развитие умения назвать цвета, развивать мышление. ХОД ИГРЫ: Приготовьте лист бумаги, одна половина которого окрашена в зеленый, а другая – в желтый цвет. Объясните ребенку, что бумага двух цветов. Дайте ребенку 6-8 вырезанных из бумаги листиков (одни желтые, другие - зеленые). Положив желтый листик на желтую половину листа бумаги, объясните, что листик «спрятался», его не видно. Затем положите желтый листик на зеленую половину и подчеркните, что теперь его очень хорошо видно. Попросите ребенка «спрятать» листики так, чтобы их не было видно. Д/И «НАЙДИ ТВОЙ ЦВЕТ» ЦЕЛЬ: Развитие умения назвать цвета, развивать мышление. ХОД ИГРЫ: Дать ребенку в руки 3 фигурки разного цвета (круги, квадраты и т.д.). Предложите ему пройти по дому и найти предметы таких же цветов. Ребенок может положить свои кружки на одноцветные предметы. Д/И «БУСЫ» ЦЕЛЬ: Развитие уменияразличать геометрические фигуры по цвету, развивать разговорную речь, мышление, память. ХОД ИГРЫ: Возьмите геометрические фигуры одинакового цвета, тонкий шнур или толстую нить. Объяснить ребенку, что бусины разной формы и нанизывать их нужно по очереди. Варианты: нанизывание по очереди бусин одинаковой формы и цвета, но разного размера или одинаковых по форме и размеру, но двух цветов. Д/И «ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ? » ЦЕЛЬ: Развитие внимания и памяти у детей. ХОД ИГРЫ: Расставьте на столе игрушки. Попросите ребенка внимательно посмотреть и отвернуться, а сами уберите одну игрушку. Спросите: «Чего не хватает?». Д/И «УГАДАЙ, ЧТО Я ДЕЛАЮ» ЦЕЛЬ: Развитие внимания и памяти у детей. ХОД ИГРЫ: Предложите ребенку догадаться, какие действия вы будете выполнять. Показывайте, без слов, как вы умываетесь, чистите зубы и т.д., а ребенок называет действия. Затем поменяйтесь ролями. Д/И «РАДУГА» ЦЕЛЬ: Развитие умения узнавать и называть цвета и размер предмета,
17 июня 2017 в 10:26
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.